ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Трудовое воспитание дошкольников - целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.
Своевременное привлечение детей дошкольного возраста к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития.
Трудовое воспитание тесно связано с:
-интеллектуально-познавательным воспитанием (оборудование, профессии, развивает мышление -ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело);
-социально-нравственным воспитанием (нормы поведения, воспитывается самостоятельность, развивается ответственность).
-физическим воспитанием (приобщаем к здоровому образу жизни, развивается моторика рук);
-эстетическим воспитанием.
Труд взрослых создает материальные и культурные ценности, носит общественно-полезный характер, осознается людьми, как потребность.
Ценность труда детей – в его воспитательном значении.
Цель трудового воспитания дошкольников – формирование у детей представлений о трудовой деятельности взрослых; формирование трудовых умений и навыков; воспитание трудолюбия, как качества личности.
В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности.
Задачи:
1.формирование предпосылок трудовой деятельности:
-трудовых навыков;
-компонентов деятельности;
-общественных мотивов труда.
2.воспитание положительного отношения к труду взрослого:
-интереса к труду взрослого;
-уважение к трудящемуся человеку;
-стремление оказывать помощь.
3.воспитание личности ребенка:
-личностных черт (самостоятельность);
-воспитания трудолюбия (привычка трудиться);
-воспитание положительных взаимоотношений между детьми.
Специфика детского труда:
1.труд тесно связан с игрой;
2.трудовая деятельность постоянно развивается;
3.обязательно предполагает помощь и участие взрослого;
4.носит ситуативный и не обязательный характер.
4 вида труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд.
1.Самообслуживание. Этот вид труда связан с необходимостью содержания своего тела в чистоте, с приемом пищи, одеванием и раздеванием, уходом за своей одеждой и т. д.
Содержание включает: трудовые процессы, связанные с умыванием, одеванием и раздеванием, уходом за своей одеждой и обувью.
Воспитательное значение самообслуживания-удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду.
В самообслуживании перед детьми всегда ставится конкретная и понятная цель для ребенка. Результат всегда виден. Ребенок проявляет физические и умственные усилия.
2.Хозяйственно-бытовой труд – направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке детского сада, помощь взрослым при организации режимных процессов.
Содержание: сервировка стола, подготовка к занятиям, уборка групповой комнаты, игрушек, участка.
Хозяйственно-бытовой труд в элементарных формах появляется уже в младшем дошкольном возрасте (поручения); в среднем и старшем дошкольном возрасте - направлен на формирование осознания труда для общей пользы.
3.Труд в природе (сельскохозяйственный труд) – участие детей в делах по уходу за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике.
Содержание: подготовка почвы, рыхление, посев семян, посадка и выращивание растений, полив, прополка, подкормка растений, сбор урожая; кормление животных, чистка клеток, аквариума.
Конечная цель – вырастить овощи, фрукты, цветы. Результаты труда конкретные и понятные детям, но они не могут быть достигнуты быстро, как в ручном труде. Цель отдалена во времени и требует от ребенка длительных физических и умственных усилий, повседневного труда.
4.Ручной труд – изготовление детьми игрушек и предметов из разных материалов (бумаги, картона, дерева, природного и бросового материала).
Содержание: ремонт игрушек и пособий, изготовление изделий, игрушек, пособий, подарков, рукоделие. Он связан с конструированием.
Выбор формы зависит от:
1.возрастных и психофизиологических возможностей детей;
2. воспитательных целей и задач;
3.уровня трудового опыта детей;
4.содержания труда.
3 формы: поручения, дежурства, коллективный труд.
1.Трудовые поручения – это возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить сам или с кем-нибудь из сверстников.
Виды поручений:
-по сложности (простые и сложные);
-по характеру выполнения (индивидуальные и совместные);
- по времени (кратковременные, эпизодические, длительные).
Особенности этой формы организации трудовой деятельности детей: они всегда исходят от взрослого, в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача.
В процессе выполнения ребенком поручения воспитатель осуществляет контроль за правильностью работы, наличием трудовых навыков и умений, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца.
2.Дежурства – форма организации труда детей, в которой дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива.
Дежурные учатся выполнять порученное дело полностью, воспитатель дает им задание в обобщенном виде. Это требует от детей знания последовательности труда, представлений о его полном объеме, о требованиях к результатам. Более того, ребенок-дежурный ставится в условия обязательности выполнения дела. Он не может отказаться от него, заняться в это время другой, более интересной для него деятельностью.
Виды дежурств вводятся постепенно:
1.по столовой (со 2-ой младшей);
2.по подготовке к занятиям (со средней);
3.по уголку природы (со старшей).
3.Коллективный труд – это выполнение трудового задания одновременно всеми детьми группы (чаще старшие группы).
Содержанием коллективного труда может быть: уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника, сбор овощей и фруктов, оформление групповой комнаты к празднику.
Условия коллективного труда:
1.Объединять всех детей можно после того, как они приобрели необходимый опыт труда в небольшом коллективе (совместные трудовые поручения, объединяют по 4-6 детей средний возраст; 6-25- старший).
2.всех детей поделить на несколько звеньев (до 4-х), каждому из них предложить какое-то общее задание (постепенное включение каждого ребенка в труд).
3.В содержание общего труда включаются только те виды, навыками которых дети владеют достаточно хорошо.
Способы объединения детей в коллективном труде: труд рядом; общий труд; совместный труд.
1.труд рядом -используется с младшей группы; воспитатель – учитывает индивидуальные возможности детей, устанавливает контакт с каждым; формирует умение у ребенка доводить работу до конца;
2.общий труд – со средней группы (уборка групповой комнаты);
3.совместный труд (разбиваются на звенья, цикличность, последовательность).
Методы: наблюдения, рассказ воспитателя, беседы, показ каждого трудового действия и его последовательности, подробное объяснение, общее напоминание, наблюдение за выполнением, проверка и положительная оценка, самооценка, поощрение, рассматривание иллюстраций к книгам, чтение художественных произведений, просмотры спектаклей и др.
Таким образом, труд детей младшего возраста проходит при участии воспитателя или под его наблюдением. В средней группе – показывает и объясняет новые задания, следит за выполнением, дает оценку, предлагает исправить ошибку. В старшей группе - обсуждает с детьми, что нужно сделать и как выполнить работу. Детей приучают планировать последовательность выполнения отдельных трудовых операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь необходимый инвентарь.
Источник: работы О.Н. Анцыпирович, Е.В. Горбатова, Д.Н. Дубинина и др.