Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Моторная готовность к школе

Дата: 11 ноября 2021 в 16:41, Обновлено 23 ноября 2021 в 12:18
Автор: Рагель Е. Г.

МОТОРНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ 

Под моторной готовностью к школе понимается не только то, насколько ребенок владеет своим телом, но и его способность воспринимать свое тело, ощущать и произвольно направлять движения (владеть внутренней подвижностью), выражать при помощи тела и движения свои импульсы.

Когда говорят о моторной готовности к школе, то имеют в виду коорди­нацию системы «глаз—рука» и развитие тонкой моторики, необходимой для обучения письму. Здесь надо сказать, что скорость овладения движениями руки, связанными с письмом, может быть у разных детей различной. Это связано с неравномерным и индивидуальным созреванием соответствующих участков головного мозга человека.

Многие современные методики обучения письму учитывают этот факт и не требуют от ребенка с самого начала мелко­го письма в разлинованных тетрадях со строгим соблюдением границ. Дети сначала «пишут» буквы и «рисуют» формы в воздухе, потом — карандашом на больших листах, и лишь на следующем этапе переходят к написанию букв в тетрадях. Такой щадящий метод учитывает, что ребенок может по­ступить в школу, имея недостаточно развитую руку. Однако в большинстве школ до сих пор требуют писать сразу маленьким шрифтом (по прописи) и соблюдать соответствующие границы. Это для многих детей сложно. Поэ­тому хорошо, если уже до школы ребенок овладел до известной степени движением руки, кисти и пальцев. Владение тонкой моторикой является важной характеристикой моторной готовности ребенка к школе.

Проявление воли, собственной инициативы и активности во многом зависит от того, насколько ребенок владеет своим телом в целом и способен выразить свои импульсы в форме телесного движения.

Участие в общих играх и радость от движения — это нечто большее, чем способ утверждения себя в детском коллективе (социальные отношения).

Дело в том, что учебный процесс протекает ритмически. Периоды концент­рации, внимания, работы, требующей известного напряжения, должны сме­няться периодами активности, приносящими радость и дающими отдых. Если ребенок не может полноценно проживать такие периоды телесной активнос­ти, то нагрузка, связанная с учебным процессом, и общее напряжение, свя­занное со школьной жизнью, не смогут найти полноценного противовеса.

Вообще развитость так называемой «крупной моторики», без которой ребенок не может прыгать через скакалку, играть в мяч, держать равнове­сие на перекладине и т.д., а также получать удовольствие от разных видов движения, является важной составной частью готовности к школе.

Восприятие собственного тела и его возможностей («Это я могу, я сумею с этим справиться!») сообщает ребенку, общее позитивное ощущение жизни. Позитивное чувство жизни выражается в том, что детям доставляет удоволь­ствие воспринимать препятствия, преодолевать трудности и испытывать свои умения и ловкость (забираться на деревья, прыгать с высоты и т.д.). 

Уметь адекватно воспринимать препятствия и взаимодействовать с ними — важ­ная составная часть моторной готовности ребенка к школе.

1. Агафонова, И.Н. Психологическая готовность к школе [Текст]: И.Н. Агафонова // Психология. – 2006. – № 4. – С. 154-162.

2. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современных образовательных учреждениях / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 2007. – 208 с.

3.Вербицкий, А.А. Подготовка детей к обучению в школе / А.А. Вербицкий. – М.: Пресс, 2006. – 276 с.

4.Гуткина, Н.И. Психологическая подготовка детей к школе / Н.И. Гуткина. – М.: Просвещение, 2005. – 289 с.

5.Емузова, Н.Г. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в период подготовки к обучению в школе / Емузова, Н.Г. – М.: Академия, 2012. – 276 с.

6.Конева, О.Б. Психологическая готовность детей к школе [Текст]: О.Б. Конева // Психология. – 2010. – № 3. – С. 32-39.

7.Костикова, М.Н. Психологические особенности готовности детей к школьному обучению [Текст]: М.Н. Костикова // Вопросы психологии. – 2006. – № 5. – С. 87-98.

8.Смирнова, Е.О. О готовности шестилетних детей к школьному обучению [Текст]: Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. – 2007. – № 3. – С. 115-128.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.