СОЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ
Социальная готовность к школе тесно связана с эмоциональной. Школьная жизнь включает в себя участие ребенка в различных сообществах, вступление в многообразные контакты, связи и отношения и поддерживание их.
Прежде всего это сообщество класса. Ребенок должен быть готов к тому, что он не сможет больше следовать только своим желаниям и импульсам независимо от того, мешает ли он своим поведением другим детям или учителю. От отношений в классном сообществе во многом зависит, насколько ребенок сможет успешно воспринимать и перерабатывать учебный опыт, то есть извлекать из него пользу для своего развития.
Представим себе это более конкретно. Если каждый, кто хочет что-то сказать или задать вопрос, будет в ту же минуту говорить или спрашивать, возникнет хаос, и никто никого не сможет слушать. Для нормальной продуктивной работы важно, чтобы дети слушали друг друга, давали бы собеседнику договорить до конца. Поэтому способность воздерживаться от собственных импульсов и выслушивать других — это важный компонент социальной компетентности.
Важно, чтобы ребенок мог чувствовать себя членом группы, группового сообщества, в случае школьного обучения — класса. Учитель не может обращаться к каждому ребенку в отдельности, но обращается ко всему классу. В этом случае важно, чтобы каждый ребенок понимал и чувствовал, что учитель, обращаясь к классу, обращается и лично к нему. Потому чувствовать себя членом группы — это еще одно важное свойство социальной компетентности.
Дети все разные, с разными интересами, импульсами, желаниями и т.д. Эти интересы, импульсы и желания должны реализоваться сообразно ситуации и не в ущерб другим. Для того чтобы разнородная группа смогла успешно функционировать, создаются различные правила общей жизни. Поэтому к социальной готовности к школе относится способность ребенка понимать смысл правил поведения и обхождения людей друг с другом и готовность следовать этим правилам.
К жизни любой социальной группы относятся конфликты. Жизнь класса не представляет здесь исключения. Дело не в том, появляются ли конфликты или нет, а в том, как они решаются. Важно научить детей другим, конструктивным моделям разрешения конфликтных ситуаций: говорить друг с другом, вместе искать разрешения конфликтов, привлекать третьих лиц и т.д. Способность конструктивно разрешать конфликты и социально приемлемо вести себя в спорных ситуациях является важной частью социальной готовности ребенка к школе.
1. Агафонова, И.Н. Психологическая готовность к школе [Текст]: И.Н. Агафонова // Психология. – 2006. – № 4. – С. 154-162.
2.Безруких, М.И. Психологическая диагностика готовности к школе / М.И. Безруких. – М.: Просвещение, 2008. – 298 с.
3.Вербицкий, А.А. Подготовка детей к обучению в школе / А.А. Вербицкий. – М.: Пресс, 2006. – 276 с.
4.Кравцов, Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе [Текст]: Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова // Психология. – 2009. – № 4. – С. 54-63.
5.Кудрявцев, Т.В. Готовность ребенка к школе – понятие и содержание / Т.В. Кудрявцев [Текст]: Т.В. Кудрявцев // Дошкольник. – 2009. – № 4. – С. 24-32.
6.Лернер, И.Я. Воспитание и обучение дошкольников / И.Я. Лернер. – М.: Знание, 2014. – 274 с.
7.Лунге, А. Эмоциональное развитие дошкольников и готовность к школе [Текст]: А. Лунге, Т.О. Тувикене // Психология. – 2007. – № 3. – С. 104-113.
8.Мыттус, Х. Психологические особенности семьи и готовность ребенка к школе [Текст]: Х. Мыттус // Психология. – 2009. – № 5. – С. 119-128.