Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Экологическая тропа

Дата: 9 декабря 2017 в 18:34, Обновлено 14 декабря 2017 в 09:20
Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у учащихся экологической культуры

Задачи экологического воспитания состоят в формировании экологических знаний, воспитании любви к природе, стремлении беречь, приумножать ее, формировании умения и навыков деятельности в природе.

Экологическая тропа — это специальный образова­тельный маршрут в природных условиях, где есть эко­логически значимые природные объекты. На этих мар­шрутах можно познакомить детей и взрослых с есте­ственными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятель­ность.

Экологическая тропа включает в себя ряд самых разнообразных объектов    растительного и животного мира, видовые ландшафтные композиции, малые архитектурные формы.

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

Важно формировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно, создавая развивающую среду экологического направления, в которой ребёнок мог бы познать окружающий мир, самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями неживой и живой природы и активно взаимодействуя с ними. 

Экологическая тропа дошкольного учреждения  –  специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором дошкольники получают информацию об этих объектах.

В качестве объектов выбраны  различные виды дикорастущих и культурных растений,  лекарственные растения,  клумбы, различные виды деревьев.

Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают. Получают навыки ориентирования во времени и в пространстве, делают зарисовки с натуры. У них развиваются память, речь, мышление. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.

Территория  экологической тропы  должна быть зоной максимальной экологической безопасности, обеспечивая на современном уровне следующие функции:  оздоровительную; рекреационную;  учебно-просветительскую. 

В целях экологического образования на территории детского сада создана экологическая тропа, которая выполняет познавательную, развивающую и оздоровительную функцию.

Экологическая тропа Государственного учреждения образования «Ясли-сад 1 аг.Лесной» – специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором дошкольники получают информацию о них.

Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют,наблюдают, беседуют со взрослыми, отгадывают загадки, делают выводы, выполняют задания.Свои впечатления об увиденном, дети выражают в изобразительной деятельности. Объекты экологической тропинки можно использовать для познавательного и эмоционального развития детей. В результате у детей развиваются память, речь, мышление. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.

Основные характеристики экологической тропы

Вид тропы: экологическая.

Местонахождения: аг. Лесной, территория государственного учреждения образования «Ясли-сад №1».

Год закладки: 2010.

Протяженность: 145 метров.

Режим пользования: круглогодичный.

Назначение экологической тропы:

- прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровление детей на свежем воздухе;

- наблюдение за живой и неживой природой, установление простейших взаимосвязей в природе;

- проведение исследовательской, игровой, театрализованной и других видов деятельности. 

Растительный мир:

На территории детского сада расположены различные формы растений: деревья, кустарники, травянистые растения. Деревьев на участке много: дуб, клены, грецкий орех, голубая ель, ива, туя, береза, каштан. Из фруктовых деревьев растет на участке алыча и вишня. Кустарники: жасмин, спирея, гортензия, айва, рододендрон. Травянистые растения: папоротник, мята, крапива, одуванчик. Цветы: георгины, бархатцы, астра, сальвия, виола, рудбекия, лилия, хризантема.

Животный мир:

На участок дошкольного учреждения залетают воробьи, синицы, голуби, сороки. Зимой на ветках деревьев можно увидеть снегирей, прыгающую белочку.

Насекомые – божие коровки, муравьи, майские жуки, кузнечики, комары.

Почва:

На территории детского сада на клумбы и огород грунт был привезен. Огород находится в затененном месте, что вызывает затруднение в выращивании растений. Почва сухая и песчаная.

Краткое  описание  границ  маршрута:

начало маршрута от «Полянки Доброго Лесовичка» -хозяина тропы, затем движение по территории вокруг детского сада: стенд «Экологическая тропа», «Альпийская горка», «Пенёк-теремок», «Жасмин», «Огород», «Грецкий орех», «Алыча», «Лес», «Цветочная клумба» , «Ёлка», «Ива», «Гортензия», «Клен», «Каштан», «Водоем».

Карта-схема экологической тропы

Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада:

 – Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

 – Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребёнка.

 – Познакомить с разными объектами живой природы и показать её взаимосвязь с окружающим миром.

 – Сделать общение ребёнка с природой безопасным для ребёнка и самой природы.

 – Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

 – Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

 – Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования.

Возможные варианты работы на тропе:

  • проведение занятий, сезонных экскурсий
  • мини-субботники
  • исследования на тропе:
  • фенологические наблюдения за растениями в природе (по сезонам) развешивание кормушек
  • наблюдения за перелётными и зимующими птицами (по сезонам) оформление гербария
  • фотографирование
  • рисунки, плакаты, поделки
  • сбор природного поделочного материала (шишки, жёлуди, листья...) 

Формы и методы работы с детьми на экологической тропе:

  1. экологические беседы;
  2. наблюдения в природе;
  3. уроки доброты;
  4. целевые прогулки;
  5. познавательные вечера;
  6. решение экологических ситуативных задач;
  7. чтение художественной литературы;
  8. детские проекты;
  9. обсуждение и проигрывание ситуаций;
  10. труд в природе;
  11. «Красная книга природы»;
  12. «Лесная аптека» (рассматривание иллюстраций и беседы с детьми, поиск лекарственных растений на участке, беседы о правилах сбора растений); выставки и экспозиции;
  13. экологические сказки.

Формы и методы работы с родителями на экологической тропе:

  1. взросло-детские проекты;
  2. изготовление поделок, рисунков;
  3. субботники по облагораживанию территории детского сада;
  4. участие в конкурсах;
  5. фотовыставки;
  6. изготовление экологической газеты.

Хозяин экологической тропы  Добрый Лесовичок

Здравствуйте ребята!

Я добрый и веселый старичок-Лесовичок. Много лет я жил в лесу, на большой полянке. Охранял  свой лес родной -- днем и даже в час ночной: чтоб деревья не ломали, чтоб зверей не обижали, чтобы каждый кто пришел, отдохнуть тут мог душой.   

Каждый кустик, листик, цветик, птичка, паучок, зверек  жили весело и славно  в лесном царствии  моем.

И однажды ранним утром на опушке у пенька, белобокая сорока весточку мне принесла. 

Мне поведала она, что на карте возле Минска,  в агрогородке Лесном  ясли-садик размещен.  Сам он маленький, но первый средь садов в районе том. 

Много славных в нем  детишек: и девчонок и мальчишек, они радостно живут, утром в садик все бегут. 

Любознательных детишек захотел я повидать,  много сказок и историй о природе рассказать.  Я собрал все тайны леса, луга, поля, водоема, поместил в мешок заплечный и отправился в дорогу.

И лесами, и полями, и морями, и лугами долго шел ребята к вам. Очень сильно я устал!

В рюкзачке моём заплечном схема путешествий есть, по тропиночкам волшебным  сможем мы ее прочесть. Детский садик обойдем – в сказку сразу попадем. Эта карта не простая – приключенья здесь вокруг,  будь внимателен и много ты узнаешь милый друг.

Автор Алисейчик А.А. - заместитель заведующего по основной деятельности

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.