Задачи экологического воспитания состоят в формировании экологических знаний, воспитании любви к природе, стремлении беречь, приумножать ее, формировании умения и навыков деятельности в природе.
Экологическая тропа — это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах можно познакомить детей и взрослых с естественными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность.
Экологическая тропа включает в себя ряд самых разнообразных объектов растительного и животного мира, видовые ландшафтные композиции, малые архитектурные формы.
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.
Важно формировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно, создавая развивающую среду экологического направления, в которой ребёнок мог бы познать окружающий мир, самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями неживой и живой природы и активно взаимодействуя с ними.
Экологическая тропа дошкольного учреждения – специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором дошкольники получают информацию об этих объектах.
В качестве объектов выбраны различные виды дикорастущих и культурных растений, лекарственные растения, клумбы, различные виды деревьев.
Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают. Получают навыки ориентирования во времени и в пространстве, делают зарисовки с натуры. У них развиваются память, речь, мышление. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.
Территория экологической тропы должна быть зоной максимальной экологической безопасности, обеспечивая на современном уровне следующие функции: оздоровительную; рекреационную; учебно-просветительскую.
В целях экологического образования на территории детского сада создана экологическая тропа, которая выполняет познавательную, развивающую и оздоровительную функцию.
Экологическая тропа Государственного учреждения образования «Ясли-сад 1 аг.Лесной» – специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором дошкольники получают информацию о них.
Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют,наблюдают, беседуют со взрослыми, отгадывают загадки, делают выводы, выполняют задания.Свои впечатления об увиденном, дети выражают в изобразительной деятельности. Объекты экологической тропинки можно использовать для познавательного и эмоционального развития детей. В результате у детей развиваются память, речь, мышление. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.
Основные характеристики экологической тропы
Вид тропы: экологическая.
Местонахождения: аг. Лесной, территория государственного учреждения образования «Ясли-сад №1».
Год закладки: 2010.
Протяженность: 145 метров.
Режим пользования: круглогодичный.
Назначение экологической тропы:
- прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровление детей на свежем воздухе;
- наблюдение за живой и неживой природой, установление простейших взаимосвязей в природе;
- проведение исследовательской, игровой, театрализованной и других видов деятельности.
Растительный мир:
На территории детского сада расположены различные формы растений: деревья, кустарники, травянистые растения. Деревьев на участке много: дуб, клены, грецкий орех, голубая ель, ива, туя, береза, каштан. Из фруктовых деревьев растет на участке алыча и вишня. Кустарники: жасмин, спирея, гортензия, айва, рододендрон. Травянистые растения: папоротник, мята, крапива, одуванчик. Цветы: георгины, бархатцы, астра, сальвия, виола, рудбекия, лилия, хризантема.
Животный мир:
На участок дошкольного учреждения залетают воробьи, синицы, голуби, сороки. Зимой на ветках деревьев можно увидеть снегирей, прыгающую белочку.
Насекомые – божие коровки, муравьи, майские жуки, кузнечики, комары.
Почва:
На территории детского сада на клумбы и огород грунт был привезен. Огород находится в затененном месте, что вызывает затруднение в выращивании растений. Почва сухая и песчаная.
Краткое описание границ маршрута:
начало маршрута от «Полянки Доброго Лесовичка» -хозяина тропы, затем движение по территории вокруг детского сада: стенд «Экологическая тропа», «Альпийская горка», «Пенёк-теремок», «Жасмин», «Огород», «Грецкий орех», «Алыча», «Лес», «Цветочная клумба» , «Ёлка», «Ива», «Гортензия», «Клен», «Каштан», «Водоем».
Карта-схема экологической тропы
Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада:
– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребёнка.
– Познакомить с разными объектами живой природы и показать её взаимосвязь с окружающим миром.
– Сделать общение ребёнка с природой безопасным для ребёнка и самой природы.
– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования.
Возможные варианты работы на тропе:
- проведение занятий, сезонных экскурсий
- мини-субботники
- исследования на тропе:
- фенологические наблюдения за растениями в природе (по сезонам) развешивание кормушек
- наблюдения за перелётными и зимующими птицами (по сезонам) оформление гербария
- фотографирование
- рисунки, плакаты, поделки
- сбор природного поделочного материала (шишки, жёлуди, листья...)
Формы и методы работы с детьми на экологической тропе:
- экологические беседы;
- наблюдения в природе;
- уроки доброты;
- целевые прогулки;
- познавательные вечера;
- решение экологических ситуативных задач;
- чтение художественной литературы;
- детские проекты;
- обсуждение и проигрывание ситуаций;
- труд в природе;
- «Красная книга природы»;
- «Лесная аптека» (рассматривание иллюстраций и беседы с детьми, поиск лекарственных растений на участке, беседы о правилах сбора растений); выставки и экспозиции;
- экологические сказки.
Формы и методы работы с родителями на экологической тропе:
- взросло-детские проекты;
- изготовление поделок, рисунков;
- субботники по облагораживанию территории детского сада;
- участие в конкурсах;
- фотовыставки;
- изготовление экологической газеты.
Хозяин экологической тропы Добрый Лесовичок
Здравствуйте ребята!
Я добрый и веселый старичок-Лесовичок. Много лет я жил в лесу, на большой полянке. Охранял свой лес родной -- днем и даже в час ночной: чтоб деревья не ломали, чтоб зверей не обижали, чтобы каждый кто пришел, отдохнуть тут мог душой.
Каждый кустик, листик, цветик, птичка, паучок, зверек жили весело и славно в лесном царствии моем.
И однажды ранним утром на опушке у пенька, белобокая сорока весточку мне принесла.
Мне поведала она, что на карте возле Минска, в агрогородке Лесном ясли-садик размещен. Сам он маленький, но первый средь садов в районе том.
Много славных в нем детишек: и девчонок и мальчишек, они радостно живут, утром в садик все бегут.
Любознательных детишек захотел я повидать, много сказок и историй о природе рассказать. Я собрал все тайны леса, луга, поля, водоема, поместил в мешок заплечный и отправился в дорогу.
И лесами, и полями, и морями, и лугами долго шел ребята к вам. Очень сильно я устал!
В рюкзачке моём заплечном схема путешествий есть, по тропиночкам волшебным сможем мы ее прочесть. Детский садик обойдем – в сказку сразу попадем. Эта карта не простая – приключенья здесь вокруг, будь внимателен и много ты узнаешь милый друг.
Автор Алисейчик А.А. - заместитель заведующего по основной деятельности