Уважаемые родители,
детям которых рекомендован обследование ПМПК!
ПМПК осуществляет свою деятельность :
1. В присутствии родителей или законных представителей воспитанников;
2. При наличии необходимого пакета документов на воспитанника.
Перечень документов для ПМПК:
1. Медицинская карта (из поликлиники) или подробная выписка из истории развития ребёнка
2. Заключение узких специалистов:
- Оториноларинголог
- Офтальмолог
- Детский врач-психиатр – консультативное заключение (г. Минск, ул. П. Бровки, 7; тел. предварительной
записи: 331-85-78)
3. Психолого- педагогическая характеристика из учреждения образования , которое посещает ребёнок.
4. Результаты самостоятельной деятельности ребёнка – образцы творческих работ (рисунки и т.д )
5. Выписка из протокола ПМПК ( если ребёнок обследовался ранее).
6. Карта первичного психолого – педагогического обследования ребёнка.
Артикуляционная гимнастика для дошкольников - комплекс упражнений
Не все дети сразу начинают говорить правильно. Многие малыши в течение долгого времени учатся произносить слова так, как это делают взрослые, и нередко у них возникает необходимость обратиться к артикуляционной гимнастике. При ее проведении задействуется речевой аппарат, движения которого определяют фонетические особенности разговора крохи.
Упражнения артикуляционной гимнастики
Для четкой артикуляции необходима слаженная работа всех речевых органов. Чтобы добиться правильной дикции, ребенку часто приходится выполнять специальный комплекс артикуляционной гимнастики, который включает в себя определенные элементы. Исходя из того, какие проблемы имеются в речи крохи, подобные занятия могут иметь различный характер. Их цель – это выработка определенных положений и движений речевого аппарата, необходимых для правильной фонетики, или же исправление логопедических дефектов.
Общая артикуляционная гимнастика
Развитие речи деток происходит планомерно. Прекрасно, если заботливые мамы с младенчества будут периодически заниматься с сыном или дочкой забавными и веселыми упражнениями в форме игры, незаметно корректируя их произношение. Такие занятия полезны каждому. Для ребят, которые не имеют особенных проблем с речью, подойдет общий комплекс артикуляционной гимнастики, состоящий из следующего:
- «Улыбка». Улыбнуться, как можно шире растянув губы. При этом ротовую полость видно быть не должно.
- «Забор». Сильно сжать челюсти и улыбнуться. Удерживать 5 секунд.
- «Бублик». Сжать челюсти, округлить губы наподобие трубочки и вытянуть вперед. Оставаться в такой позиции, считая до 5.
- «Хомячок». Надуть щеки, сосчитать до 5 и расслабиться.
- «Худышка». Как можно сильнее втянуть щеки, слегка приоткрыв рот.
- «Посчитай». Нужно языком «посчитать» все верхние зубки.
- «Маляр». Улыбнуться и открыть рот. Несколько раз провести языком по небу по направлению к горлу.
Такие общеукрепляющие занятия, польза которых очевидна, подходят абсолютно всем дошкольникам, вне зависимости от состояния их речевого аппарата и других особенностей организма. Их нужно выполнять даже с теми детками, которые хорошо говорят для своего возраста, ведь подобные игры трудно переоценить. Кроме того, малышам очень нравится это развлечение.
Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков
С произношением шипящих у маленьких детей возникает большое количество проблем. Например, некоторым может потребоваться артикуляционная гимнастика для звука «ш», в которую входят:
- «Чистим зубки». «Почистить» внутреннюю поверхность зубов в разные стороны.
- «Трубочка». Поставить верхнюю челюсть на нижнюю, улыбнуться и подождать 3-5 секунд. После вытянуть губы трубочкой, 5 секунд оставаться в этом положении, после чего расслабиться.
Артикуляционная гимнастика для звука «щ» будет выглядеть несколько иначе:
- «Ветер». Подуть как можно сильнее.
- «Одуванчик». Взять известный цветок и как можно быстрее сдуть с него все лепестки.
Некоторым деткам может потребоваться артикуляционная гимнастика для звука «ж». Как правило, в нее входят:
- «Грибок». Улыбнуться, обнажив челюсть, и постараться прижать язык к небу так, чтобы площадь соприкосновения была наибольшей.
- «Гармошка». Изобразить улыбку и слегка приоткрыть рот. Постепенно ускоряя темп, открывать и смыкать челюсти.
Артикуляционная гимнастика для звука «ч» в большинстве случаев выглядит следующим образом:
- «Накажем язычок». Изобразить улыбку и быстро-быстро покусывать краешек язычка.
- «Лопата». Высунуть язык и распластать его по нижней губе, стараясь дотянуться до подбородка.
- «Чашечка». Стараться одновременно приподнимать кверху края языка.
Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков
Для этой группы лучше всего подойдет такая артикуляционная гимнастика:
- «Кусака». Улыбнуться и протяжно сказать «и-и-и-и…». После этого, не меняя положения, поочередно кусать края слева и справа.
- «Дуем на лопаточку». Немного высунуть язычок и опустить его к низу, а потом подуть на его середину. Это лучшие упражнения для постановки звука с.
- «Катушка». Широко улыбнуться и расположить краешек языка на внутренней поверхности нижней челюсти. В спокойном темпе высовывать язычок и «вкатывать» его обратно.
- «Блинчик». Поставить кончик языка за нижние зубы, слегка выдвинуть его вперед и быстро покусывать. Такая артикуляционная гимнастика для звука «з» помогает очень быстро поставить правильное произношение.
- «Месим тесто». Высунуть язык, положить его максимально низко и пошлепывать губами.
Эта артикуляционная гимнастика для звука «ц» и других свистящих должна проводиться одновременно с дыхательными упражнениями. Ребенок должен управлять выдыхаемой струей воздуха с помощью ватки – в случае правильного выполнения этот предмет, поднесенный ко рту, должен заметно отклоняться. Если же этого не происходит, такая артикуляционная гимнастика бессмысленна.
Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков
Данные фонемы нередко вызывают у маленьких детей серьезные затруднения. Так, огромному числу ребят требуется артикуляционная гимнастика для звука «р»:
- «Цок-цок». Изобразить с помощью речевого аппарата, как цокает лошадка копытами.
- «Кучер». Сомкнуть челюсти и сильно подуть. Если все выполнено правильно, губы должны вибрировать и слышен знакомый деткам сонант «тпру-у-у».
Артикуляционная гимнастика для постановки звука «л» выглядит несколько иначе:
- «Жало». Вытянуть язык, сильно напрячь его и сделать очень узким, наподобие жала. Удерживать это состояние 5-10 секунд.
- «Маятник». Высунуть язычок и перемещать его в разные стороны 10-15 раз.
- «Пароход». Краешек языка высовываем и зажимаем, а потом протягиваем «ы-ы-ы-ы».
Как поставить заднеязычные звуки?
Упражнения для заднеязычных звуков должны выглядеть следующим образом:
- «Борец». Приложить указательный палец к языку и высовывать его и всовывать обратно, противоборствуя рукой.
- «Ложечка». Нужно медленно говорить «та-та-та», а взрослый в этот момент должен прикладывать к его ротовой полости ложечку в разных местах. Постепенно вместо «та» у малыша будут получаться другие фонетические элементы.
Глухие и звонкие согласные – упражнения
Артикуляционная гимнастика на звук «т», «б», «п» и другие согласные состоит из таких включений:
- «Плевок». Улыбнуться, обнажить челюсть и сымитировать плевки.
- «Зажим». Сильно закусить губу и выдохнуть. Выполнение такого задания – самая лучшая постановка звука «п».
- «Лягушка». Зажать кончик языка зубами и говорить «па-па-па», одновременно раздвигая уголки губ пальцами. Подобное занятие – лучшая артикуляционная гимнастика для звука «б».
Артикуляционная гимнастика для гласных звуков
Для постановки гласных лучше всего подойдет подобная артикуляционная гимнастика:
- «Укачивание». Длительно тянуть «а-а-а», имитируя покачивание куклы.
- «Пароход гудит». Вытянуть губы наподобие трубочки и тянуть «у-у-у…». «Волк». Сжать кулаки, нахмурить брови и сомкнуть челюсти в оскале. Длительно тянуть «ы-ы-ы».
Пассивная артикуляционная гимнастика
Некоторых детей беспокоят серьезные проблемы со здоровьем, например, дизартрия, при которой подвижность органов речи ограничена. При таких обстоятельствах требуется комплексное лечение, которое назначает врач. Нередко пассивная артикуляционная гимнастика при дизартрии состоит из:
- «Бурундук». Пальцами оттянуть верхнюю губу так, чтобы можно было увидеть десну. Одновременно произносить «ба-ба-ба».
- «Маятник». Двумя пальцами захватить язычок и перемещать его влево и вправо.
При дизартрии полезны и другие упражнения, связанные с перемещением этого органа в разных плоскостях. Делать их нужно медленно и размеренно, не прикладывая значительных усилий. Кроме того, артикуляционная гимнастика должна предваряться расслаблением челюстных мышц и иных органов. Сделать это можно с помощью зубной щетки или других приспособлений.
Артикуляционная гимнастика для малышей
Маленьких деток непросто заставить выполнять необходимые задания. Поэтому артикуляционная гимнастика для дошкольников проводится в форме игры. Ребятам очень нравится изображать, как «говорят» животные, вертеть язычком в разные стороны и складывать его в различные фигуры, клацать им, цокать, пытаться достать до носа и просто смешно кривляться и даже показывать язык друг другу, - все это очень полезно. Подобные игры всегда привлекают мальчиков и девочек и могут стать основой интересных соревнований.
Требования к проведению артикуляционной гимнастики
Всем родителям детей дошкольного возраста необходимо знать, как проводится артикуляционная гимнастика. Делать ее необходимо каждый день, чтобы получаемые крохой навыки могли закрепляться. При этом не нужно слишком сильно нагружать маленького – уделять занятиям нужно лишь по 5 минут 3-4 раза в день.
Развитие связной речи
Основные виды связного высказывания рассказ и пересказ. При пересказывании ребенок опирается на готовый речевой образец: дана композиция текста, речевой материал грамматически правильно оформлен, представлена необходимая лексика. Задача ребенка - запомнить и воспроизвести текст, не нарушая готового построения. Самостоятельный рассказ - высший вид речи.
Оба вида связной речи развиваются параллельно: пересказ текста вырастает из разговора - беседы по содержанию, а самостоятельный рассказ - из диалога по поводу событий из личного опыта ребенка. Собственно монологической речью дети начинают овладевать, если их к этому будут побуждать. Не все дети испытывают потребность подолгу и связно говорить. Со стороны взрослых должна прослеживаться огромная заинтересованность в развитии данного вида речи и желание осваивать вместе со своим малышом все этапы развития.
Как уже было сказано, монологическая речь строится на хорошо развитом умении вести беседу, то есть на диалоге. Побольше общаться с ребенком, вызывая его на разговоры на различные темы, причем давайте возможность малышу сказать как можно больше. Главное, внимательно слушайте своего маленького собеседника, не дайте ему понять, что вам не интересны его проблемы и увлечения. Ребенок только тогда захочет говорить, когда вы захотите его слушать.
Родители имеют большие возможности развивать связную речь ребенка, разговаривая с малышом по поводу прочитанных ему книг. Первоначально это будут беседы по содержанию текста, предполагающие ответы на вопросы. Внимательно и заинтересованно выслушивайте любые ответы детей, поощряйте их попытки рассуждать, высказывать свое отношение к персонажам сказок или рассказов.
Главная опора при обучении пересказу - на память и понимание, поэтому, предложив ребенку пересказать текст, надо убедиться, что он его понял. Для этого надо уточнить значение слов, выражений, которые могут быть непонятны после первого прочтения. Правильность понимания текста в целом проверяется с помощью поисковых вопросов. После предварительной работы по уточнению смысла надо составить план пересказа. Делается это путем подбора вопросов к тексту, задаваемых серией. Очень конкретные вопросы задавать не стоит, чтобы пересказ не превратился в вопросно-ответную беседу по тексту. Главное, чтобы с помощью вопросов ребенок смог связать отдельные части текста между собой и не нарушить при этом пересказе последовательности событий.
Текст небольшой по объему, ребенок может пересказать полностью. Прочитав малышу текст, спросите его, о чем или о ком говорится в сказке, какие события происходили, понравилась ли ему сказка и ее главные герои. Затем попросите ребенка рассказать сказку мишке или кукле: «Мишка спал, пока я читала тебе сказку, не слышал ее». Расскажи, пожалуйста, ему подробно все, что ты запомнил.
Большие тексты тоже можно пересказывать, но не полностью, а выборочно, найдя какой-нибудь особенно интересный отрывок.
Способом пересказа является драматизация. Сказку можно разыграть с ребенком, предоставив ему возможность выбирать себе роль. Некоторые дети играют за всех персонажей, изображают сказку, а не просто пересказывают ее. Заинтересовать ребенка можно с помощью кукольного театра. Изготовив несколько кукол - перчаток различных животных, вы получите возможность разыгрывать большое количество сказок. Куклами могут стать и обычные игрушки, главное - проявить желание поиграть.
Пересказывать можно не только прозаический текст, но и стихотворный. Лучше всего подходят для этого стихи небылицы. Ребенку нужно восстановить правильные действия и новый текст приходится передавать прозой.
Существуют также стихи - перепутаницы, текст которых можно восстановить, исправив ошибки. Дети с удовольствием этим занимаются и получают опыт творческого пересказа, да еще и развивают при этом наблюдательность, речевую память и логическое мышление, кроме этого, у малышей воспитывается чувство рифмы.
Нравится малышам пересказывать юмористические стихи, в которых незадачливый герой все делает наоборот. Обычно дети не затрудняются в поиске неправильных действий и, пересказывая стихотворение, комментируют действия героя и исправляют его ошибки.
Учитель-дефектолог: Демидович Дарья Игоревна